Шапка сайта с логотипом гостиницы Красный Подсолнух Шапка сайта с логотипом гостиницы Красный Подсолнух для мобильной версии

История и культурные традиции Алексеевки

АлексеевкаУважаемые друзья, позвольте нам, сотрудникам гостиницы «Красный Подсолнух», рассказать о месте, где мы живём - городе Алексеевка Белгородской области. Хочется в этом кратком экскурсе в историю упомянуть о самых ярких моментах и личностях, связанных с ним. Верим, что после прочтения нашего скромного труда, Вам захочется посетить наш маленький город, увидеть описываемые ниже места и узнать гораздо больше занимательных исторических деталей!

Летописные страницы Алексеевки помимо описания быта наших предков полны упоминаний о различных персонах, живших в разные времена и сыгравших неоднозначные роли в жизни страны и общества. С давних времён любовно сохраняются в архивах сведения о связанных с городом Шереметьевых, князе Черкасском, покровителях местных искусств Штурбе, Самойленко, Таценко.

Советское прошлое оставило серьёзный след в истории; тогда в городе на Тихой Сосне проводили немало времени представители партийной элиты того периода. Однако, не ими гордятся сегодняшние жители - с особым теплом и уважением вспоминаем философа Станкевича, академика Никитенко, фольклориста К. Барона, доктора медицинских наук Ткачёва - всех, кто родился, жил и работал на нашей земле.

Наши культурные традиции имеют весьма солидные исторические корни. В 1756 году Алексеевка стала тем местом, среди жителей которого (преимущественно черкасов) по распоряжению Шереметьева и его супруги был осуществлён отбор молодых певчих с покладистым характером, их отправили в Петербург для пополнения ряда теноров.

Шереметьевский театр и вовсе обязан Алексеевке минимум половиной своей труппы. Только Борисовка наравне с нашей родиной могла похвалиться таким количеством талантливых людей с прекрасным слухом, голосом и способностью к пению. Именно в этих двух слободах были основаны специальные музыкальные школы, где крестьянские дети с подающими надежды вокальными данными проходили курс певческого мастерства под руководством Смагина, крепостного музыканта. Лишним доказательством того, что основа театра была набрана в Малороссии, служат фамилии ведущих актёров: Малина, Божко, Япольский, Роменко.

Когда роговой оркестр графа давал свой первый концерт, его программа практически целиком состояла из южнорусских мелодий, имевших широкое распространение и между жителей Алексеевки, а среди оркестрантов было немало наших земляков. Роговая музыка - совершенно уникальное, старое и сложное искусство, особенность которого в невозможности сыграть на любом роге хотя бы простейшую мелодию - каждый из них был способен издавать одну строго фиксированную ноту, определявшуюся размером трубы-рога. Из-за узости своего отверстия, наиболее сложными для использования были самые маленькие рога. Чтобы их продуть, издавая звук, у музыканта должны были быть здоровые и очень развитые лёгкие.

Исторически достоверно зафиксировано что в театр были направлены из Алексеевской вотчины альт Зайцев и дискант Алексей Пшеничников, дискант Якова Отцовского, Григория Божко и Василия Шевченко, тенор Фёдора Божко, регент Григория Мамонтова, альт Пантелея Воскобойникова и прочих. Знаменитая актриса Прасковья Жемчугова выходила на сцену в их сопровождении. Сохранилось распоряжение об очередном наборе в труппу мальчиков и девочек из Алексеевки, которых следовало прослушать особой комиссии в составе Дехтярёва, Мамонтова и Божка под руководством Петра Петрова. Парней с неплохим голосом граф велел оставлять в качестве певчих. Девочки даже если они не могли петь, но имели привлекательное личико, по приказу Шереметьева бывали определены в актрисы.

Другое послание, пришедшее из графской конторы, говорит о необходимости прослушать голос Михаила Лебединского. В случае обнаружения истинного таланта, управляющему вотчиной Краснопольскому предписывалось немедля отослать его в Петербург.

Ещё одним алексеевцем в известном хоре был Василий Сычёв, брат И. Звоноренко. Он обладал поразительной глубины басом, используя который на всю мощь он с лёгкостью исполнял всевозможные романсы, песни и куплеты, в особенности малороссийские. Бывшие в гостях у графа богатые иноземцы пришли в такой восторг от мастерства Сычёва, что предлагали Шереметьеву за его выкуп из крепостничества любые деньги, но тот не согласился.

Василий тяжело переносил своё подчинённо-прислужливое положение, и в документах отражено, что после не приведших ни к чему неоднократных наказаний по поводу его неудержимого пьянства он был отправлен обратно на родину. По свидетельствам очевидцев, когда он пел, возникало ощущение, что в его груди находится неземного происхождения фантастический музыкальный инструмент, и дар этот не пропал даже в старости.

Усатов, известный артист оперы Большого театра, после рождения в 1847 году все свои детские годы провёл в Алексеевке вместе с родителями, жившими в нашем краю. Особого упоминания в истории Дмитрий Андреевич удостоен как первый и он же единственный учитель великого Фёдора Шаляпина. Сам певец, уже получив мировую известность, неоднократно с глубоким пиететом упоминал своего наставника.

В рамках этого небольшого очерка мы не смогли упомянуть всех талантливых его уроженцев. Но мы приглашаем Вас приехать в Алексеевку лично и узнать все подробности о которых мы не рассказали, о людях, которых вы наверняка знаете. В гостинице «Красный Подсолнух» мы позаботимся о размещении Вас максимально комфортно, что бы Вы смогли сохронить хорошие впечатления. Приезжайте в гостеприимную Алексеевку - и мы найдём, чем вас удивить!